Скидка 35%+подарок

Роспись из Гжели, или Как возник национальный промысел

Роспись из Гжели, или Как возник национальный промысел

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Гжель - традиционный русский промысел с синей росписью

Гжелью называется традиционный русский промысел. Представляет он особенный вид росписи по керамике и фарфору синими красками по белоснежной эмали или глазури. Главные мотивы гжели — растительно-цветочные орнаменты и рисунки в русском народном стиле. Промысел зародился в XIV веке в деревне Гжель недалеко от Москвы и по сей день пользуется популярностью. Как возникла идея гжельской росписи — расскажет Novate.ru.

Зарождение глиняного промысла

Гжельный промысел зародился в 18 веке в деревне Гжель недалеко от Москвы/ Фото: proprikol.ru

С 17 века в деревни Гжель началась добыча глины. Осадочная горная порода тогда была очень ценной и применялась для изготовления кухонной утвари и сосудов. Промысел начал развиваться уже в 18 веке, когда мастера стали создавать первые изразцы, посуду и даже кирпичи. Одних только детских игрушек из глины производили по несколько сотен тысяч в год, а затем отправляли в Москву.

У каждого искусника был уникальный «почерк» — неповторимая манера росписи, которая отражала его восприятие мира. В середине 18 века промысел стремительно развивается и набирает большую популярность. Однако конкурировать с мастерами из Гжели по-прежнему не мог никто.

Расцвет гжельской росписи

Композиции из посуды расписывают единым сюжетом / Фото: gaidi.ru

Конец 18 века ознаменовался историческим расцветом промысла. Популярной стала роспись на кувшинах, квасниках и кумганах. Тонкое искусство было под силу лишь редким умельцам, ведь роспись требовала большого терпения и отличных навыков. Сам рисунок наносился еще на обожженное изделие, предварительно покрытое белоснежной эмалью.

Еще одно направление — майоликовая пластика. Мастера изображали бытовые сюжеты из жизни крестьян, военных, людей, занятых ремеслом. Спустя пару десятилетий мастера стали расписывать каминные и печные изразцы. Самой востребованной была кухонная утварь: тарелки, кружки, кумганы, блюда, квасники, чайники, кувшины. Искусники украшали их цветочными орнаментами, деревьями, птицами и даже архитектурными сооружениями тех времен. В основном для росписи использовались сине-голубые оттенки, реже — зеленый, желтый и коричневый цвета.

Из посуды составлялись целые композиции, расписанные одной сюжетной линией. А дополняли их фигурки людей и животных. Например, мастер мог создать кувшин с ручкой, напоминающей ветку, и носиком по подобию птичьей головы. Так автор изделия выражал свое мировоззрение.

Находка новых видов глины

С гжельной росписью получаются красивые игрушки в форме животных и птиц / Фото: cdn.fishki.net

В 19 веке неподалеку от села Мишино обнаружили светлую глину, а затем начали производить из нее полуфаянс. В основном из них получались кувшины и квасники. Вот только изделия выглядели не столь утонченно, как обычные глиняные и были очень хрупкими.

В это же время в Бронницком уезде нашли белую глину. Из нее стали производить фарфор, а впоследствии открыли в селе Володино завод по производству фарфоровых изделий. Предприятием заправлял Павел Куликов, который настолько дорожил секретами производства, что доверял их только двум гончарам и одному рабочему. Именно с этого завода и начинается история гжельского фарфора.

Новый этап в развитии гжельской росписи

 На изделиях изображают сюжеты бытовой жизни / Фото: cdn.fishki.net

К 1812 году в Российской империи действовало 25 предприятий по выпуску фарфоровых изделий: посуды, игрушек в виде птиц и животных, статуэток, изображающих сюжеты бытовой жизни. Изделия покрывали белоснежной глазурью, а сверху украшали орнаментами сине-лилово-желто-коричневых оттенков. Ведущие мотивы в работах гжельских мастеров — природа, листья, трава, цветы.

Одновременно с увеличением спроса на фарфор стали делать меньше майолики. Так фарфоровые и фаянсовые изделия стали основой гжельского промысла, что послужило экономическому подъему деревни Гжели. Небольшие мастерские превращаются в заводы и начинают расширяться, а вместе с ними и выбор продукции. Добавились чернильницы, масленки, молочники и подсвечники. Несмотря на большую конкуренцию, изделия из Гжели по-прежнему пользовались спросом, поскольку сохраняли некую «наивность» и народный колорит.

Мастера расписывают изделия синими красками и украшают золотом по контуру / Фото: cdn.fishki.net

К концу 19 века роспись становится более лаконичной и сдержанной. Выполняется исключительно в синих оттенках с золотыми контурами для украшения. Именно этот период стал пиком расцвета промысла Гжели и совершенствования производства фаянса, фарфора. Во времена советского правления заводы пришли в упадок из-за национализации и только в середине 20 века их начали восстанавливать. Сегодня насладиться изделиями мастеров из Гжели можно в московских и петербургских музеях.

Резюме

В декоре керамогранита используются различные соли металлов со связующим для получения цветной пасты:

  • окись кобальта дает синий цвет;
  • окись хрома дает зеленый цвет;
  • монооксид марганца дает желтый цвет слоновой кости.

Потом подглазурная украшения и гололед с гораздо более широкими диапазонами цветов, драгоценными металлами и люстрами , которые уже были использованы в Месопотамии из IX — й керамики века в целом.

Известные авторы-фарфористы

Несмотря на свои выразительные возможности, фарфор – не самый востребованный художественный материал. Он дорого стоит и сложен в обработке, к тому же в процессе обжига может преподнести неприятный сюрприз – дать трещину или деформироваться из-за несоблюдения технологии. Тем больше заслуга мастеров, избравших для своего творчества именно «белое золото» и сумевших «приручить» его.

Инна Олевская

Ведущая художница Императорского (бывшего Ломоносовского) фарфорового завода хорошо известна коллекционерам и ценителям. Её называют «классиком русского фарфора», отдавая должное огромному вкладу в развитие декоративно-прикладной керамики. Олевская – мастер многофигурных скульптурных композиций, где капризная глина выходит за пределы своих возможностей, волшебным образом оживая и рассказывая удивительные по философской глубине истории.

Фарфор Инны Олевской

С заводом художницу связывают более 50 лет непрерывного сотрудничества. Многие её образцы, созданные для массового производства, стали славой и гордостью ИФЗ. Начало плодотворному союзу было положено в 1969 году, когда молодая выпускница художественно-промышленного училища им. Мухиной впервые пришла на ведущее российское предприятие. Новенькую сразу заметил главный художник Владимир Городецкий и предсказал ей грандиозную творческую карьеру.

В фарфоровых скульптурах и сервизах Олевской нашли отражение разные эпохи, от уточнённого «Серебряного века» до современности с её повальным увлечением брендами и постоянными социальными потрясениями. На каждое явление художница откликается особой коллекцией, например, в 2002 году она создала серию фарфоровых сумочек с логотипом Dolce & Gabbana и гламурных туфелек, бывших своеобразным фетишем для модниц.

Фарфоровые скульптуры Инны Олевской

Инновационный подход выражается в динамичной работе с пространством, которая скорее характерна для архитектуры, чем для менее масштабной керамики. А также в особых приёмах росписи, как бы создающей на плоскости ещё одно, «четвёртое» измерение. Художественный фарфор Инны Олевской считается «гостем из будущего», синтезируя в себе сразу несколько видов искусства.

Светлана Орешкина

Чайной посудой московской художницы по фарфору можно любоваться до бесконечности. Чашки, блюдца и невероятно изящные чайники поражают тончайшей деталировкой, реалистичностью и богатством лепного декора. Мастер создала свой сказочный мир, где среди цветов порхают хрупкие эльфы, феи и бабочки, открыв его двери для всех желающих.

Фарфор Светланы Орешкиной

Фарфоровая посуда и колокольчики в коллекциях Светланы особенные – они словно светятся изнутри и обладают редкой молочной белизной, которую ещё ярче подчёркивают очень нежные, природные краски росписи. Секрет кроется в использовании английского высококачественного сырья «париан», с преобладанием в составе полевого шпата. Благодаря этому компоненту, черепок после обжига получается стекловидным, полупрозрачным и хорошо пропускает свет.

Светлана разработала свою уникальную многоступенчатую технику росписи подглазурными красками «высокого огня» и надглазурными эмалями, в результате чего достигается сочность цветов и акварельные градиенты. Дополнительно используется люстр, создающий на поверхности изделий перламутровые переливы и отводка глянц-золотом. Обжиг тоже производится по авторской методике – в несколько приёмов, с длительными выдержками и постепенным остыванием. Художница подчёркивает, что каждое её изделие уникально, поскольку химические процессы при высоких температурах каждый раз происходят немного иначе и получить точную копию предыдущей работы невозможно.

Фарфоровый сервиз Светланы Орешкиной

Все стадии создания фарфоровых миниатюр – от формовки базовой модели до лепки, росписи и обжига, Светлана осуществляет собственноручно, без помощников или учеников. Её утончённые творения пользуются большим успехом, как на родине, так и за рубежом.

Людмила Каминская

Ещё одна фарфористка из Москвы, влюблённая в природу и сумевшая передать всё разнообразие «живых» форм и красок в своих работах. Каминская охватывает сразу несколько направлений:

  • мини-скульптуры;
  • интерьерный декор;
  • сувенирная продукция;
  • оформление каминов.

Фарфор Людмилы Каминской

Но больше всего, по признанию самой художницы, она любит керамическую флористику. Её цветы и букеты – настоящий гимн фарфору и мастерству человеческих рук. Каминская тоже предпочитает работать с «парианом» английского производства. Этот уникальный материал изначально был создан как альтернатива дорогому паросскому мрамору, обладавшему гладкой, бархатистой поверхностью. «Париан» часто используется на стадии бисквита, где максимально проявляется его нежная, словно «сахаристая» текстура.

Каминская в полной мере раскрывает художественные возможности неглазурованного английского фарфора. Он, помимо красоты, обладает ещё и высочайшей пластичностью, позволяя создавать такие тонкие детали, как лепестки цветов, крылья бабочки, травинки, тычинки и стебельки. Мастер окрашивает «бисквитные» изделия по своей авторской технологии, не имеющей аналогов в мировой керамистике. В результате её цветы получаются гиперреалистичными, живыми, «дышащими». Поверить в то, что растения созданы художницей, а не самой природой, можно лишь рассмотрев их с близкого расстояния.

Авторский фарфор Людмилы Каминской

Помимо цветов, Каминская прославилась скульптурами в жанре анималистки и портретной миниатюрой. Художница не скрывает добытые путём проб и ошибок профессиональные секреты, охотно обучая им в школе при своей мастерской.

Валентин Розанов

Наряду с Инной Олевской, этот художник внёс неоценимый вклад в развитие российского фарфора. Он приложил немало усилий для возрождения и процветания легендарной Гжели, отдав промыслу 45 лет жизни.

Розанов – профессиональный керамист, обучавшийся сначала в Абрамцевском художественно-промышленном училище на профильном отделении, а позднее – в Московском гуманитарном университете им. М. А. Шолохова. В 19-летнем возрасте, сразу по окончании училища, он пришёл работать в производственное объедение «Гжель», в экспериментальный цех по росписи изделий. А уже 2 года спустя, художественный совет предприятия утвердил первую розановскую модель «Кумган» для серийного тиражирования. В 27 лет Розанов стал главным художником фабрики с коллективом в 1500 человек.

Авторский Валентина Розанова

Поддерживая классические традиции Гжели, мастер смог выработать и свой легко узнаваемый почерк, сочетая народный стиль и современный промышленный дизайн. Благодаря ему, в ассортименте предприятия появились технически и конструктивно сложно выполнимые изделия: настольные лампы, часы, люстры, телефоны. Одной из крупнейших работ стал изготовленный в 2005 году фарфоровый иконостас для храма Ильи Пророка в селе Ильинское, Московской области.

Розанов уверен, что творение мастера несёт какой-то информационный посыл и этим отличается от простой штамповки, доступной любому ремесленнику. «Если за жизнь я сделал сотни вещей и они перешли к другим людям, значит, моя частица осталась в этом мире», – сказал художник в одном из интервью. К настоящему моменту на счету Розанова свыше 500 готовых работ.

Авторский фарфор Валентина Розанова

Экспериментальная фарфоровая студия Klimenkoff

Несмотря на то, что в мастерской работает не один человек, а коллектив художников, выпускаемые ею ограниченные серии вполне можно отнести к авторскому фарфору. У студии есть фирменный стиль – она воссоздаёт в хрупкой керамике атмосферу советской эпохи, вызывающую всё больший интерес у молодого поколения и ностальгию у старшего. Особенно по душе ценителям фарфоровые батоны, конфеты и треугольные пакетики молока. На этих знаковых продуктах выросло не одно поколение. Не менее популярны жанровые статуэтки, посвящённые пионерскому детству и коллекционные тарелки с бытовыми сценками из жизни ставшей прошлым Страны Советов.

Все изделия отличаются не только уникальным дизайном, но и высочайшим качеством, поскольку работает студия на знаменитом лиможском сырье: пластичном, тонком в черепке и прочном. «Бельё» – покрытую слоем белой глазури посуду «под роспись», мастерская также закупает в Европе, у ведущих производителей. Объём продукции у камерного предприятия небольшой, зато каждая выпускаемая вещь тщательно контролируется на всех стадиях изготовления.

Авторский фарфор Klimenkoff

Помимо «советской» коллекции, студия прославилась серией фарфоровых овощей и фруктов, выполненных из «бискита» с золочением. Формы для них снимались с настоящих даров природы, что позволило добиться удивительного декоративного эффекта.

Основали студию в 2003 году супруги Игорь и Елена Клименковы. Сегодня, добившись весомого успеха в сегменте элитной керамики, предприятие работает под двумя торговыми марками:

  1. Продукция Klimenkoff, позиционируется как коллекционный фарфор ручной работы, выпускаемый ограниченным тиражом – не более 248 предметов в год.
  2. Бюджетная линейка Far4 предназначена для широкого круга потребителей и отличается массовостью производства.

Фарфор студии Klimenkoff

Ванесса Хогге

Среди зарубежных авторов, стоит упомянуть фарфористку из Лондона, под чьими умелыми руками рождаются великолепные сосуды и вазы, сплошь покрытые цветочным декором. Работа настолько кропотливая, что на некоторые изделия Ванесса тратит около трёх недель. Её любимые цветы – маргаритки, хризантемы, дельфиниум, дафна, ромашки и гортензии.

Ванесса Хогги родилась в 1963 году в Кении, а затем вместе с семьёй переехала в Южную Африку. Художница считает, что на её творчестве непосредственно сказалось увлечение мамы и бабушки декоративным садоводством. «У нас был огромный розарий, пышные клумбы и дом, весь увитый плющом, – вспоминала позднее Ванесса в интервью изданию «Британский дизайн», – мои родные выращивали настоящие цветы, а я делаю то же самое в глине».

Фарфор Ванессы Хогге

Сейчас художница живёт в Англии и работает в домашней мастерской, выделив под неё небольшую комнату. Помимо бисквитного фарфора, она использует чёрную каменную керамику, создавая очень эффектные арт-объекты для стен и стола.

Художник по фарфору

Обучение ремеслу, чтобы стать художником по фарфору, может занять до 10 лет. Были некоторые художники по фарфору, которые стали известными художниками маслом и даже профессора в академиях искусств, например Например : Фредерик Фрегевиз , Иоганн Хуберт Антон Форст , Фридрих Вильгельм Делькескамп и Карл Даниэль Фрейданк.

Из фарфора изготавливали очень большое количество самых разных предметов, которые также можно было расписать. Помимо посуды и декоративных предметов были такие как фарфоровые тарелки , декоративные сосуды, вазы, цветочные горшки ( Jardiniere ), даже люстры, фигурные изображения ( скульптуры ), подносы, письменные наборы, подсвечники, флаконы для духов, попурри , косметички, табакерки. , чаши , ручки для трости, u. A. м. Художественно расписана.

Роспись фарфора Юлия Никандрова

Роспись фарфора. В наличии и на заказ

Профессиональная высокохудожественная роспись фарфора в наличии и на заказ. Надглазурная роспись фарфора — дело всей моей жизни, мне безумно нравится создавать красоту.
Показать полностью.

Меня зовут Никандрова Юлия, я живу в Санкт-Петербурге, здесь получила профессиональное образование живописца по фарфору. Были пройдены практики на Императорском фарфоровом заводе и в частных мастерских.

Большинство моих работ — в единственном экземпляре, они хранят часть моей души, стараний, вложенных в мою работу. Я всегда открыта для новых коллабораций и сотрудничества.

Что я готова сделать на заказ для Вас:

— Роспись посуды: цветы, орнаменты, народная роспись и всё, что душа пожелает;

— Перенести картину Вашего любимого художника на фарфор, а может быть Вашу?

— Написать портрет Вашего домашнего любимца;

— Дизайн и роспись фарфоровой скульптуры;

— Фирменную посуду с логотипом компании;

— Чайную или кофейную пару с монограммой;

— Именную тарелочку или детский сервиз;

— Роспись кувшинов и ваз.

Роспись фарфора Юлия Никандрова

Роспись фарфора Юлия Никандрова запись закреплена

Сегодня, в День России, хочу рассказать вам о прекрасной возможности отдыха, не покидая родную страну, а также показать фарфор, который я расписала, вдохновившись этими местами.

Если Вы устали от рутины, постоянных стрессов и тревоги, бесконечного дня сурка в каменных джунглях.
Показать полностью.

Специально для вас Юлия Данкин приготовила замечательный релакс тур, где вы сможете окунуться в атмосферу детства, чтобы насладиться захватывающими дух русскими пейзажами, цветочными коврами луговых трав, отливающими золотом рассветами и закатами, прикоснуться к историческому наследию Рязанского княжества, своими руками изготовить и приобрести необычные сувениры.

И, конечно, вас будет ждать уютный дом на берегу Оки с мягкой кроватью и теплым душем, огромная веранда и русская баня.

Также в программе:

Побродить в тишине по бескрайнему лугу и услышать историю и загадки этого места
Вдохнуть аромат медового разнотравья, послушать пение птиц и кваканье лягушек
Посидеть с чашечкой кофе на веранде на берегу Оки
попариться в русской бане…и почувствовать, как возвращаются силы.

Чтобы узнать подробности, пишите Юлии — организатору этого индивидуального релакс тура в место, пока не открытое толпами туристов.

Немного о сувенирах:

Эти сувениры изготовлены эксклюзивно в единственном экземпляре, их можно будет преобрести в Старой Рязани, оставить себе на память о месте силы.

Всего 5 блюдец для варенья, 2 подвесные тарелки и 1 чашка (фарфор)

Все предметы расписаны вручную и украшены золотом и переливающимся сине-фиолетовым люстровым препаратом, прошли несколько обжигов в муфельной печи при температуре 720 градусов.
Автор росписи — Юлия Никандрова

Роспись фарфора Юлия Никандрова

Роспись фарфора Юлия Никандрова запись закреплена

Такой трогательный момент вручения подарка

Роспись фарфора Юлия Никандрова

Роспись фарфора Юлия Никандрова запись закреплена
ИППОСФЕРА. Международная конная выставка

Мастера фарфоровой пластики на «ИППОСФЕРЕ-2022»

Мануфактура Филимоновых представляет на выставке одну из своих тематических работ «Посажение на коня» cкульптора Максима Польского и художницы Юлии Никандровой. Композиция повествует об одном старинном обряде из истории казачества.
Показать полностью.

По древней казачьей традиции первое испытание для казачонка – «посажения на коня». Мальчика в возрасте от 5 лет в присутствии ближайших родственников сажают на оседланную лошадь и провозят в седле три небольших круга. Произведение отличается трогательностью трактовки образа и выразительностью пластики, композиционной цельностью и мастерством росписи. Такому предмету интерьера всегда найдется почетное место в доме. Он может стать великолепным украшением кабинета, детской или гостиной, пополнив домашнюю коллекцию.

Главную тему выставки продолжают и две декоративные вазы с изображением лошадей автора Юлии Никандровой. В образах грациозных лошадей отражена идея единства и противоположности. Белая лошадь – Ян, мужское начало: день, логика и ум, светлые тона, тёплые цвета, прямая линия, громкий звук, чёрная лошадь — Инь — женское начало: ночь, эмоциональность, интуиция, выразительность, тёмные тона, холодные цвета, изогнутая линия, тишина. В сочетании с любимыми цветами, ваза привнесёт в ваш дом ощущение безмятежности, спокойствия и умиротворения. Ваза «Инь и Ян» станет символом баланса энергий и гармонии семьи и отношений.

Приглашаем вживую увидеть и приобрести изделия для своего уютного дома! Купить билеты можно на сайте по ссылке: https://horses.expoforum.ru/bilet

Приходите! Ждем Вас!

10-13 июня 2022 года
Конноспортивный клуб «Дерби», дер. Энколово, Ленинградская обл.
Для вашего удобства: бесплатные автобусы от ст. м «Парнас» и «Девяткино».

Кухни в Москве