Скидка 35%+подарок

Самые распространённые мифы о правиле третей для фото

Композиция для начинающих: правила построения гармоничного кадра с примерами

5 Оценок: 1 (Ваша: )

Чтобы делать классные фотографии, нужно разобраться в основах. Сюда входят настройки камеры, ракурсы и схемы света, а также композиция кадра. Последняя отвечает за целостность картинки и помогает выделить важные детали.

Из этой статьи вы узнаете о 20+ правилах построения композиции в фотографии, начиная
с «попсовых» вариантов и заканчивая самыми необычными решениями.

Что такое правило третей для фото?

Так называется приём в фотографии, когда кадр делится на девять равных частей невидимыми линиями. Места их пересечения называются «точками силы». Считается, что главные элементы кадра должны либо располагаться вдоль этих линий (как в случае с горизонтом, деревьями или зданиями), либо находиться в «точке силы» — если центром внимания на фотографии оказывается отдельный объект. Этот способ настолько популярен, что сетка правила третей встроена в настройки большинства фотоаппаратов. Многие уверены, что снимать таким образом – единственно верный, «академический» способ выстраивания композиции. Разберёмся, почему это не совсем правильно.

«Так изображение становится визуально приятным»

Одного лишь «правильного» расположения объектов мало для создания хорошего снимка. В качестве примеров будем брать не только фотографии, но и картины художников, ведь почти все правила композиции были придуманы живописцами задолго до изобретения первого фотоаппарата. Достаточно посмотреть на великие полотна, чтобы убедиться – мастера кисти в прошлом и понятия не имели о «необходимости» делить полотно на трети. Тем не менее, их произведения захватывают дух зрителя даже спустя века.

Утро в лесу

Художники нередко пренебрегали правилом третей в своих шедеврах

«Правило третей для профессиональных фотографов»

Очень распространённое заблуждение. Действительно, опытные фотографы знают об этом правиле. Но от новичков их отличает тот факт, что они не создают шаблонные кадры, ориентируясь только на разметку линиями. Более умелые фотографы не побоятся нарушить правило третей в пользу других методов построения композиции. Например, метод динамической симметрии. В такой системе кадр делится на несколько частей, все углы и ключевые точки которых соединяются друг с другом множеством линий. Выстраивая объекты в кадре вдоль этих линий, фотограф получает огромное количество вариантов создания качественного снимка.

Динамическая симметрия

Метод динамической симметрии работает ничуть не хуже правила третей

«С помощью правила третей взгляд двигается по изображению так, как задумано»

С одной стороны, это правда. Но в снимках, снятых с помощью данного правила, зачастую отсутствует движение, поэтому есть вероятность увидеть кадр «в обратном порядке». Обратимся за подсказкой к художникам. Есть такой композиционный приём – «арабеска». Так называется создание в кадре (на полотне) волнистой линии, цепляющей взгляд. Особенную любовь к этому приёму питал знаменитый Ван Гог. Ещё один испытанный веками способ – создание невидимых направляющих линий. Мозг замечает параллельность, казалось бы, не связанных между собой объектов, и взгляд сам собой движется точно вдоль указанной линии.

Арабеска

Уходящая вдаль дорога тянет за собой взгляд

«Правило третей убирает персонажей из центра кадра»

Данное утверждение верно. Но почему это необходимо? Центр внимания, являющийся центром изображения – это вовсе не проблема. А вот снимки, выстроенные по правилу третей, но содержащие абсолютно бессмысленное пространство на большей части кадра, проблемой назвать уже можно. Концентрируя внимание на отдельной «точке силы», начинающие фотографы часто забывают про всё остальное. В качестве образца распределения пространства в кадре посмотрите на пример золотого сечения в фотографии.

Золотое сечение

Золотое сечение прекрасно работает для построения композиции

«С помощью правила третей снимки получаются идеально сбалансированными»

Это, пожалуй, одно из самых опасных заблуждений. Выше уже сказано, что неверное выстраивание композиции приводит к созданию пустого пространства. Психологически такой приём может вызвать напряжение, тревогу, чувство одиночества. Но отдельные фотохудожники настолько привыкли следовать заученным правилам, что буквально каждый их снимок пробуждает подобные эмоции. Если вы хотите создать фотографию, вызывающую именно положительные чувства, отклонитесь от этого правила или же подумайте о «противовесе» — каком-нибудь объекте с другой стороны кадра, который притянет взгляд зрителя.

Пустое пространство

Пустое пространство на фото создаёт ощущение одиночества

«Все начинающие фотографы должны следовать правилу третей»

Звучит аналогично утверждению, что у каждого художника должна быть всего лишь одна кисть. Зачем сознательно ограничивать себя? Действительно, изучение правила двух третей в фотографии может оказаться полезным для понимания базовых принципов композиции, но зацикливаться на нём не стоит. Рано или поздно вы рискуете дойти до определённого порога, когда не сможете расти вверх из-за нежелания учиться чему-то новому.

Пробуйте новое

Не стоит циклиться на одном правиле, экспериментируйте!

«Правило третей придумал Леонардо да Винчи»

Очевидно, нет. Попробуйте найти сетку из линий хоть в одной из его картин. Даже в «Тайной вечере», где стол, казалось бы, занимает ровно треть полотна, вы никак не сможете объяснить положение персонажей по правилу третей. Леонардо пользовался множеством различных приёмов при создании композиций своих шедевров. Кроме того, увлечение математикой (в частности, геометрией) было настолько модным в то время, что гениальный художник считал золотое сечение одной из самых прекрасных вещей, придуманных людьми. Во многих его картинах оно прослеживается: где-то очевидно (вспомните «Витрувианского человека»), где-то менее заметно. А вот о правиле третей первым заговорил английский художник Джон Томас Смит в конце XVIII-го века. Вряд ли вы слышали о нём ранее.

Автор правила не да Винчи

Леонардо да Винчи не имеет отношения к правилу третей

«Взгляд притягивается к точкам силы»

Это может сработать, только если вы смотрите на снимок с «правильного» ракурса. На самом деле, простейший способ привлечь зрителя к конкретной точке кадра – создать зону контраста. Так что работа со светом остаётся одной из главных задач профессионального фотографа. В этом плане художникам даже проще – ничто не мешает нарисовать главный объект в нужных цветах и оттенках. И не важно, будет ли он расположен в «ключевой точке», на краю изображения или в самом центре. Вот хороший пример правила третей в фотографии: взгляд здесь притягивается к объекту не из-за его расположения, а из-за его яркой расцветки.

Внимание к цветам

Контрастный цвет делает объект выразительнее

«С помощью кадрирования можно сделать любой снимок лучше»

Даже если не обращать внимания на техническую сторону – возможную потерю качества и пропорций – к кадрированию стоит прибегать в последнюю очередь. Попробуйте представить художника с ножницами над своим полотном. Если какой-то объект сильно портит весь кадр, лучше скачать фоторедактор и убрать ненужное аккуратным ретушированием. Как видите, снимок, где в кадр попало только всё необходимое, не нуждается в обрезании.

Кадрирование

Не любой снимок нуждается в кадрировании

«Объекты в точках силы создают драматическое напряжение»

Спорное утверждение. Для придания динамики кадру лучше создать впечатление незавершённости – протянутые вперед руки персонажей, момент до падения какого-то объекта, секундная стрелка часов, приближающаяся к верхнему делению циферблата. Также можно использовать метод оставления пустого пространства, о котором было сказано выше. При взгляде на такие картины зритель самостоятелно додумывает, что произойдёт в следующий момент, а значит, вы гарантированно получите эмоциональный отклик.

Динамика кадра

Создать драматическое напряжение можно разными способами

Улучшение сделанных снимков кадрированием

До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу — а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.

исходный снимок с горизонтом по центру кадрирование, горизонт в верхней трети
Оригинал
(горизонт по центру)
Кадрирование
(горизонт сместился в верхнюю треть)

В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения — усилив акцент на переднем плане и горах.

Примеры правила третей в дизайне пользовательского интерфейса

Чтобы рассмотреть силу правила третей в дизайне пользовательского интерфейса, давайте рассмотрим несколько примеров веб-сайтов, уделяя особое внимание тому, какие веб-сайты используют правило третей.

1. Soulful Vibes Co.

Здесь дизайнер делает основной акцент на хрустальных камнях и браслете из бисера со слоном. Они на левой и правой третях, обеспечивая внимание посетителя к самому центральному тексту: «Это не просто движение, это стиль жизни.»

Дизайнер использует правило третей, чтобы создать умиротворяющую, гармоничную, непринужденную эстетику, которая выглядит более открытой и гостеприимной, чем если бы оба объекта находились на переднем плане и в центре страницы.

2. HubSpot

HubSpot использует правило третей, чтобы сразу привлечь внимание к своему лозунгу, и призыв к действию «Получите HubSpot бесплатно» на главной странице, поскольку внимание большинства посетителей будет начинаться с левой стороны вашего веб-сайта. Иллюстрации помещаются в раздел правых третей, чтобы сбалансировать страницу. Это помогает пользователей сориентироваться и рассматривать сайт правильно: слева направо. Чего было бы труднее достичь с симметричным дизайном.

3. Музей Франса Хальса

Этот сайт нидерландского музея использует правило третей, чтобы привлечь внимание к фотографии женщины, расположенной в разделе левой трети. Страница уникальна, увлекательна и целостна и использует контр-изображения, чтобы сбалансировать асимметричную структуру страницы, в то время как более крупное изображение женщины находится в левой части экрана, справа есть тексты и дополнительные изображения. чтобы уравновесить это.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под «правило третей» с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.

Выкадровка под «правило третей» позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по «правилу третей». Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Откуда взялось «правило третей»

Сложно определить, с чьей лёгкой руки «Правило третей» стало правилом. Несомненно, корни его — в «золотом сечении» Фибоначчи, математической модели гармонии. «Золотое сечение» — это деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей.Несмотря на название («последовательность Фибоначчи», «спираль Фибоначчи») «золотое сечение» стало термином эстетики лишь в середине 19 века, начиная с сочинений Адольфа Цейзинга. И уже тогда, в 19 веке, это учение подвергалось критике искусствоведов и ценителей прекрасного.

Правило третей и золотое сечение в фотографии

И вот там и сям мы видим советы типа «Разделите поле кадра двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, сегментируя фотографию на 9 одинаковых прямоугольников. Располагайте объекты съёмки в точках пересечения линий или на самих линиях». Иллюстрации, сопровождающие такие советы, говорят совершенно противоположные вещи: правило третей само по себе не обеспечивает снимку ни гармонии, ни красоты, ни осмысленности. Собственно, даже о композиции говорить в этом случае не приходится, потому что правило третей не относится к выстраиванию композиции.

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать

И правило третей — не исключение. Да, оно — основа композиции, но если чувствовать ее, эту самую композицию, интуитивно, то и нарушая вышеописанный принцип, можно получить нечто интересное, возможно, даже ярче и выразительнее, чем вышло бы с ним. Экспериментировать никто не запрещал! Это даже полезно.

правило третей портрет

Но вот в чем штука: чтобы нарушить правило с выгодой для себя, надо сначала научиться ему следовать.

Кухни в Москве
Добавить комментарий